Cпецпроекти

Деньги, критика, дедлайны: 7 правил общения с творческими людьми 


Авторы книги «Креативная уверенность» убеждены, что любой человек – это креативный человек, просто ему нужно развить свой потенциал. Это возможно! Но учитывая, что в обществе все равно присутствует негласное разделение на творческих людей и не очень, давайте примем утверждение, что некоторые осознанно не развивают свой потенциал. И у нас получается две (иногда враждующие) касты, где, с одной стороны, полет мысли, вдохновение и фантазия, а с другой – дедлайн, клиент и просьба спуститься на землю. 

Не хочется поощрять стереотипы и деление общественности, но у этих групп людей, как минимум,

разный функционал. Например, у нас в издании есть два главных подразделения: редакция и коммерческий отдел. Ожидаемо, что редакция в лице редакторов и креативной команды трудится над созданием контента и над идеями. Это команда творческая. Коммерческий отдел занимается продажами и рекламой. Делает он это, конечно, виртуозно, профессионально и креативно, но в кастовом делении попадает в более прагматичную нетворческую команду. 

Наблюдая, как с разных столов open space летает шарик для пинг-понга в виде фраз «Когда ты уже придумаешь? У нас сроки/верстки/деньги» и «Дай мне время подумать, не дави на меня, делаю, что могу!», мне захотелось прояснить ситуацию и снизить градус накала во всех командах креативной индустрии. 

В основном я играю за творческих, подхватывая мяч со стороны прагматичных. Поэтому расскажу о правилах общения с творческими и креативными людьми, чтобы не ранить тонкую душевную организацию их натуры и сдать проект в срок с учтенными правками клиента. Чтобы все всегда было креативно, быстро и как мы любим. 

Правило № 1. Критикуй правильно 

Одна из главных особенностей работы по созданию состоит в крепкой связи личности и плода его труда. Креатив – это наши переработанные знания и впечатления. Наполнившись, мы пропускаем это через себя и выдаем в виде идеи/текста/скульптуры/макета. Результат работы – это продолжение самого художника, его взглядов и мыслей. Поэтому, когда его дорогой плод труда подвергается критике, создается ощущение, что критикуют тебя. Что не текст водянистый и витиеватый, а ты болван и пустозвон. 

Но в мире правок и улучшений без критики никак. Потому рекомендую вам всегда делать акцент на том, что «Ты очень талантливый человек и очень круто пишешь/снимаешь/говоришь, но по данному тексту есть комментарии… Не нравится это и это». Старайтесь избегать общих субъективных оценок (знаю, что трудно). Не призываю жевать сопли, но надо разграничивать в критике качества человека и конкретного продукта. Настоятельно советую. 

Photo by davisco on Unsplash

Правило № 2. «Придумай все сам» – плохая стратегия

Как однажды мне сказала Оксана Стехина, Dentsu Aegis Network Ukraine, «какой бриф, такой и креатив». Это из оперы «нет т/з – результат х/з». Для творческого человека нет хуже вещи, чем пустой лист. Обозначьте направление, расскажите, что вам нравится или хотя бы что наверняка НЕ нравится. Если вам кажется, что так вы начинаете выполнять работу за него и придумывать, то это вам кажется. В любой работе проговоренные ожидания и желаемое – залог успеха. Тем более когда у ног исполнителя лежит целое звездное небо идей, а ваша, именно та самая, совсем не так хорошо очерчена, как Солнце. Думаете попадет? 

Правило № 3. Не считайте чужие деньги

В риторике последних лет, в которой звучит призыв следовать за мечтой, бросать юрфак и поступать на театральный, многие люди ударились в воодушевление творческих талантов: «Какие красивые рисунки! Ты могла бы на них зарабатывать! Почему не продаешь?!»

Я знаю, что все это искренне, и вы хотите как лучше. Но а) для некоторых это хобби, маленький островок спасения от циничного мира, они это делают для души; б) лучшей поддержкой, звучащей громче всяких советов, будет предложение самому что-то купить или другим делом поддержать монетизацию таланта. Не словом, а делом, дайте конкретное предложение. Если не готовы, то лучше скажите, как круто выходит, и не приставайте с бизнес-коучингом. 

Правило № 4. Любой труд должен оплачиваться 

Знаю, трудно представить, но даже труд творческий. Эта тенденция меняется, и на волне подъема интеллектуального труда это правило не вызывает сомнений. Но учитывая нематериальную (и порой трудно измеряемую) природу такого труда, всегда остается искушение попросить что-то по-быстрому придумать и подсказать. Если человеку не нужно никаких материальных вовлечений, это не значит, что он не тратит ресурс. Тратит, еще и какой, просто его не посчитаешь в мешках картошки. 

Photo by Cristina Gottardi on Unsplash

Правило № 5. Не обесценивайте работу

Интеллектуальный (творческий) труд – это такой же труд, как и все остальные. Мой папа, человек не очень высоких частот, долго не мог понять, как я могу уставать от круглосуточного сидения за столом в комфортных условиях. Папа, я тебя люблю, но придумывать – это порой каторга и страдания. Тонны обработанной информации и непрекращающийся мыслительный процесс. Это сильно истощает, не меньше, чем работа руками. Многим кажется, что идея в одну строчку или пару абзацев текста – это всегда легко и просто. Не-а. 

Здесь нет понятной инструкции или исчерпывающих правил. Это не машинальное дело, которое можно делать в любую погоду, в любых условиях. Имейте уважение к таланту и не обесценивайте усилий. Они титанические, поверьте! 

Правило № 6. Вам сказали сроки? Умножьте на 1,5–2 – и вот ваш реальный дедлайн 

О вечном. Срыв дедлайна – это очень частая жалоба на фрилансеров, дизайнеров и креативщиков. И вроде же вы спрашивали, сколько времени ему/ей понадобится на выполнение работы, заранее предупредили, как важно к этому сроку успеть, но нет. Текста/картинок/работы в назначенное время у вас на почте нет. 

Не буду оправдывать неорганизованность и витание в облаках. Это, к сожалению, присуще многим независимо от сферы деятельности. Единственное убедительное объяснение и основание для закладывания зазора в дедлайне (о котором исполнителю не стоит говорить, конечно) – это трудность оценить реальные сроки исполнения. 

Получая задачу написать абзац текста или сверстать материал на хорошо знакомых инструментах, творческий человек закладывает время реализации в идеальных условиях. 30 минут, например. А потом сам сидишь с этой задачей три часа, потому что появились подводные камни и все оказалось не так просто. Текст не идет, или нужно что-то подправить в коде. 

Поэтому для сохранности нервов всех сотрудников заложите для себя дополнительное время.

Photo by Road Trip with Raj on Unsplash

Правило № 7. Не поощряйте творческие скитания в поисках вдохновения

Кажется, что разделение на творческих и нетворческих, особые правила общения и осторожность в критике только поощряет и без того раздутое эго художника. Но это не так. Я против поощрения поиска вдохновения. Это не является для меня оправданием не ходить на работу или систематически срывать сроки.

Но мы все люди, у нас у всех бывают ups&downs. Бывает, что все валится из рук, текст не пишется, а окно для нового письма так и остается окном для нового письма. Забилась раковина, проспали или поругались с парнем. Это жизнь. Я согласна, что общение с сантехником на тексты о возвышенном не вдохновляет. 

Но люди, избравшие творчество своей профессией, должны понимать, что их труд – это не скитания в попытке найти истину, а ремесло с понятными KPI и необходимостью им следовать. Быть вдохновленным и настроенным на креатив – это часть наших должностных обязанностей. Как у кого-то носить галстук или обзванивать 100 контактов в день. 

Нужно всегда оставаться людьми, но в словосочетании «творческая работа» главное – это «работа», как и в конце месяца, главное, что хочется слышать, – это зарплата в деньгах, а не в «пішовшому натхненні». 

Любите, творите, понимайте друг друга! Идеи и креатив – во все команды! 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь
 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: